главная
   юридические  аспекты
 Угоны самолётов в СССР, хронология
   угоны в ВВС СССР
   статьи на тему
   FAQ
   ссылки
   форум
   автор
   E-Mail


   


Угоны самолётов / Вопросы?

1.Когда был угнан первый самолёт? Когда впервые был угнан самолёт в СССР?

Здесь стоит дифференцировать, о гражданском или военном самолёте идёт речь. Кроме того, следует помнить, что то понятие, которое мы обычно вкладываем в данный вид преступления - силовой захват, не обязательно с юридической точки зрения.

Несомненно, что первым был угнан самолёт в военной авиации. По тем данным, которые сохранились, прежде всего речь должна идти о Гражданской войне в России. Случаи перелётов "белых" к "красным" и (в основном) наоборот, были настолько часты, что говорить о какой-то статистике невозможно. По рассказам лётчиков, воевавших на стороне Советов (в основном, бывших офицеров царской армии и иностранцев), в полёте их часто сопровождал бесполезный "балласт" - комиссар-большевик, следивший с оружием за маршрутом полёта.

С юридической точки зрения, именно угон самолёта - истребителя "И-5" - отклонение от заданного маршрута и таран правительственного авиалайнера "Максим Горький", совершил пилот ВВС СССР Николай Благин 18 мая 1935 года. Есть данные о пилоте "И-15" Олеге Капитонове, 27 июня 1937 года пытавшемся таранить на своём самолёте дачу Сталина.

Согласно историческим мемуарам ("Авиация и космонавтика 11-12'97"), во время войны с Финляндией над позициями Красной Армии разбрасывались листовки с предложением награды в 10 000 $ пилоту, который угонит свой самолёт финнам. И тогда, и позже - в период 1941-1944 года, значительное количество советских самолётов село на финской территории, однако утверждается, что виной были обычные потеря ориентировки, нехватка топлива и боевые повреждения.

Многочисленные усилия в аналогичном направлении предпринимал "Абвер". В общей чрезвычайно запутанной картине боевых потерь советских ВВС в Великую Отечественную угоны самолётов врагу хотя и не афишируются, но, несомненно, имели место.
То же, впрочем, касается и прочих воюющих сторон и Второй Мировой, и многих предыдущих и последующих конфликтов: в суматохе и противоречиях больших войн перелёты и захваты самолётов мятежниками, диверсантами и перебежчиками - явление не такое уж редкое.

Официально временем первого угона лайнера пассажирской авиакомпании в истории стал 1931 год, место действия - Перу. Второй случай, уже с трагическими последствиями, зарегистрирован в 1948 г., после угона 4-мя китайцами и убийства ими пилотов, самолёт разбился.
МЕСТО: Тихий океан, рейс Гонконг - Макао.
КОМПАНИЯ: Cathay Pacific Airways (Hong Kong)
САМОЛЕТ: Consolidated OA-10 Catalina
РЕГ/Н: VR-HDT
НА БОРТУ: 27
ПОГИБШИХ: 26

Первый документально подтверждённый на сегодня угон гражданского самолёта в СССР с выдвижением соответствующего обвинения и осуждением к смертной казни произошёл в июне 1954 года в Новосибирске.

Первый угон истребителя в послевоенный период произошёл в 1948 году ("Як-11", Грозненское лётное училище) в Турцию.


2.Всегда ли угонщики самолётов несут наказание?

В истории бывают свои исключения из правил. Так, угон самолёта военными пилотами в недружественные страны, как правило, приветствуется последними. Тайвань, к примеру, выплачивал китайским перебежчикам (как правило, пилотам истребителей "J-6") более 1 млн. $ и присваивал воинское звание на ступень выше. Правда, известно и о случае 10.01.1966 г., когда ВВС КНР, пользуясь данными разведки, сбили над морем тайваньский гидросамолёт с 3-мя бывшими дезертирами в числе пассажиров, летевшими на международный симпозиум.

После угона "МиГ-25" в Японию, когда лётчик Виктор Беленко был переправлен в США, в лётных училищах СССР распространялась информация, что в результате операции КГБ он был позже убит на американской территории. Однако, доказательства этого никем и никогда официально представлены не были.

Пилоты гражданских "Ан-2", в советское время угонявшие свои самолёты в Швецию, подвергались лишь условному наказанию.

Из угнавших самолёты наших сограждан дважды, по крайней мере, были случаи награждения за это высшими наградами государства: Михаила Девятаева в Великую Отечественную, бежавшего с товарищами из немецкого плена на захваченном бомбардировщике, и Владимира Шарпатова несколько лет назад - за угон собственного "Ил-76", захваченного талибами в Афганистане. В военных мемуарах описан и случай, когда маршал Г.К.Жуков приказал расстрелять военного фотографа за угон своего самолёта: тот обманом захватил его, чтобы срочно доставить в Москву фотографию поверженного Рейхстага для газеты "Правда". Корреспондента спас Сталин, наградив того орденом Красного Знамени.

Из чисто криминальных угонов наиболее знаменит случай с американцем Д.Б.Купером, сбежавшим с выплаченными государством за выкуп пассажиров деньгами на парашюте. Также, по сообщениям ФСБ России, не все из угонщиков-чеченцев, терроризировавших северокавказские аэропорты России в середине девяностых, были позже задержаны.

3.Самый необычный угон в истории?

Несомненно, что в новейшей истории это был угон внутреннего рейса авиакомпании Ariana Afghan Airlines, 7.02.2000 г. прибывший через Москву в Лондон. Более 60 его пассажиров с 14 иждивенцами в придачу запросили в Великобритании убежища. Практически, большинство мест в авиалайнере было заранее скуплено гражданами Афганистана, решившими таким способом эмигрировать в Европу. Гораздо ранее, в СССР, таким же путём пошла в 1970 т.н. "группа Кузнецова" из 16 человек - отчаявшихся получить разрешение на выезд в Израиль евреев.

Из самых необычных случаев заслуживает упоминание дневник англичанина Уилсона, найденный после его гибели в попытке покорить Эверест в 1934 году. В дневнике был обнаружен следующий безумный план восхождения - угон самолета и аварийная посадка на Северном (пологом) гребне Эвереста на высоте около 8600 м. И оттуда - прямиком на вершину...


4.Будут ли продолжаться угоны самолётов в будущем?

Жестокие теракты в Соединённых Штатах 11 сентября 2001 года, как считают многие эксперты, практически "убили" такое преступление, как угон самолёта. Вполне может быть, что теперь, если кто-то попытается захватить самолет, местные власти не станут дожидаться посадки, переговоров, организовывать штурм или выкуп - они просто собьют самолет, опасаясь самоубийственной атаки на города или атомные электростанции.

5.Как обычные граждане относятся к угонам самолётов?

Ответы известных людей агентству IMA-PRESS:

Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель-фантаст: - Самолет угонять? Исключено! Даже не могу себе такого представить, настолько это не соответствует моему характеру и убеждениям. Я противник любого насилия, тем более, если его совершают вооруженные бандиты в отношении беспомощных и безоружных людей!
Михаил ПОЛИОНОВИЧ, руководитель рекламной группы "Мотор": - Нет, самолет я угнать не смог бы. Я и машину-то водить не умею. Да и не нужны они мне, самолеты эти. Я на них и летать-то боюсь. Наверное, потому что папа у меня был летчиком.
Владимир ШАИНСКИЙ, композитор: - Если бы цель была справедливая, может быть и смог бы угнать самолет. Но в реальности захват самолетов - это угроза жизни ни в чем не повинных людей, это оскорбление для страны. Разные бывают жизненные ситуации, но террористическим актам оправдания не может быть никакого и никогда. Такие методы, как захват, скажем, детского сада и выдвижение политических требований - это подло. Раз требования политические - значит, решать их надо политическим путем. И требовать сейчас прекращения войны в Чечне, которую сами же чеченцы начали вторжением в Дагестан в 1999 году?! Мы заключали мир на основе их же, чеченцев, требований, а они в благодарность продолжают свою террористическую деятельность. Я сто раз выражал свое возмущение действиям террористов. Нет оснований для капитуляции России перед терроризмом, поскольку это равносильно смерти Российского государства. Можно и нужно прекратить войну, если прекратится террористическая деятельность, а члены всех незаконных формирований предстанут перед судом. Капитулировать должны они.
Игорь КОРНЕЛЮК, композитор и певец: - Угнать самолет? Нет, конечно! У меня другая профессия. И вообще, я считаю, что это дело абсолютно безнадежное. Не помню, были ли в истории случаи, когда террористы, захватившие самолет, добивались своего.
Кирилл НЕМОЛЯЕВ, лидер группы "Бони неМ": - Мне кажется, что угоны самолетов - просто психическое отклонение, поскольку ни одна подобная акция еще никогда не завершалась успехом. Не понимаю психологию людей (при условии, что они хоть чуть-чуть знают историю подобных акций), думающих, будто они умнее всех своих предшественников. Семья Овечкиных в свое время подготовилась, я сказал бы, грандиозно - и то ничего не вышло. Единственный человек, чья акция с самолетом удалась - это Матиас Руст, севший на Красной площади. Если бы у меня была в застойные годы гарантированная возможность взлететь, я бы обязательно посадил самолет на Красной площади - потому, что это круто. А сегодня здорово было бы прилететь в Северную Корею и посадить самолет рядом с памятником Ким Ир Сену. Хотя там не такие раздолбаи как у нас, поэтому навряд ли к себе пропустят.
Лев ЯРКИН, депутат Госдумы: - Я нормальный и законопослушный человек. Я не буду нападать на людей, приставать к женщинам, угонять самолеты. Но надо признать, что угнавшие в Медину наш самолет террористы совершили поступок, они - личности, а не дебилы. Сейчас у нас по Чечне бродит пять тысяч хорошо вооруженных боевиков, и как ни грустно нам это признавать, в большинстве своем эти люди - личности и серьезные противники. И если мы продолжим миндальничать и рассуждать - осудит нас Запад за Чечню или нет, - террористы никуда не денутся и угоны самолетов продолжатся. Вот в Веденском ущелье, говорят, скопище боевиков. Так надо сжечь это ущелье дотла, а потом пусть там юннаты деревья посадят. В конце концов, очень хорошо вооруженный Берлин взяли за две недели и Вторая мировая война была окончена. Силе надо противопоставлять силу, а нам жесткости не хватает, хотя Путин, конечно, пожестче Ельцина.
Андрей БРЕЖНЕВ, генсек Общероссийского коммунистического общественно-политического движения: - На мой взгляд, среди угонщиков самолетов есть разные категории - и сумасшедшие, и борцы, и те, кто - как Овечкины - просто хочет для себя лучшей жизни. Но хоть какие-то минимальные моральные оправдания есть только у борцов-террористов. Бесспорно, их деяния отвратительны, но у них имеются хоть какие-то основания. Если же рассматривать эту проблему в целом, то я очень сожалею, что у нас отменена смертная казнь.
Сергей НЕВЕРОВ, зампред Комитета ГД по труду и социальной политике: - Я никогда бы не смог угнать самолет. И считаю, что это одно из самых тяжких преступлений - даже не столько в плане физическом, сколько в моральном. Ведь достаточно посмотреть, в каком шоке находились дети, покидавшие наш самолет в Медине. Самое низкое - проявлять свое превосходство перед беззащитными людьми. И не зря наша группа "Народный депутат" еще несколько месяцев назад выступила с предложением отменить мораторий на смертную казнь. Захват заложников - одно из тех преступлений, где иное наказание просто невозможно.
Лев ЩЕГЛОВ, сексопатолог: - Угнать самолет я не смог бы - ведь в салоне всегда есть женщины и дети. Но, рассуждая абстрактно, если бы в самолете были враги, а я был бы полностью уверен, что угон - единственный способ с ними разобраться, то допускаю такой вариант. И опять-таки с оговоркой - в салоне не должно быть женщин и детей. О феминистках я не говорю - я их за и женщин не считаю.
Олег НЕСТЕРОВ, лидер группы "Мегаполис": - Угонять самолет не стал бы никогда и ни за что. В последней истории с угоном российского лайнера есть и раненые, и убитые. И я не понимаю, ради чего могут быть такие жертвы.