главная
   юридические  аспекты
 Угоны самолётов в СССР, хронология
   угоны в ВВС СССР
   статьи на тему
   FAQ
   ссылки
   форум
   автор
   E-Mail


   


Угоны самолётов в ВВС СССР

Согласно журналу "Мир Авиации" №2(12) за 1996 год известно, по крайней мере, 4 случая угонов военных самолётов Военно-воздушных сил Советского Союза. Очевидно, что случаи угонов в довоенный период и во время Великой Отечественной войны по ряду причин в хронику не попали. Но в двадцатые-тридцатые годы они будут малоинтересны, как явление, являясь обычным отголоском борьбы и разногласий в период становления государства. А в предвоенные и военные годы, когда тысячи случайных людей в принудительном порядке загонялись в лётные училища, картина была ещё более пёстрой. Действия Абвера и агентуры союзных с Германией государств, в открытую предлагавших советским лётчикам за солидное вознаграждение перелетать к неприятелю, несомненно, имели свой результат. Но кто может что-то утверждать наверняка, особенно в том хаосе первых военных лет, когда самолёты в иной день гибли сотнями, а невозвращение лётчика на свой аэродром было обычным явлением? Да и спецслужбы, получившие доступ к немецким архивам, навряд ли захотят обнародовать известные им факты, разбивая годами сложенную историю о единой сплочённой победе.

Что же касается хроники попыток захвата воздушных судов ВВС СССР в послевоенный период, то даже точная статистика происшествий с гражданскими лайнерами по сей день охраняется Законом о государственной тайне. Поэтому некоторые инциденты, касающиеся, в первую очередь, противостояния с Китаем, навряд ли станут известны нам в скором будущем...

 

1948 г. - угон в Турцию истребителя "Як-11", Грозненское лётное училище.

1949 г. - угон в Швецию истребителя "Ла-9".

1976 г. - угон в Японию истребителя-перехватчика "МиГ-25" капитаном В. Беленко, авиабаза Сахаровка, Приморский край РСФСР.

1989 г. - угон в Турцию истребителя "МиГ-29" капитаном А. Зуевым, авиабаза Цхакая, Грузинская ССР.

Як-11

Ла-9

МиГ-25

МиГ-29