главная
   юридические  аспекты
 Угоны самолётов в СССР, хронология
   угоны в ВВС СССР
   статьи на тему
   FAQ
   ссылки
   форум
   автор
   E-Mail


   


Захваты пассажирских самолётов в СССР,
период 1973-1989 г.г.

С 3 января 1973 года согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления.

1973 г
23 апреля - попытка захвата самолёта "Ту-104", рейс Ленинград-Москва. Угонщик один. Убито два человека.

17 мая - попытка угона в КНР самолета "Ту-104", следовавшего по маршруту Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Чита. На высоте 6,5 тыс. метров сопровождавший самолёт милиционер выстрелил в спину угонщика Рзаева, после чего сработало самодельное взрывное устройство. Самолёт разрушился в воздухе, погибли все - 81 человек.

25 июля - захват и угон в Трабзон, Турция, самолёта "Ан-2", рейс Ростов-Сальск. Угонщик один - Петров A.B.. Жертв нет.

26 июля - попытка захвата самолёта "Ил-14", рейс Вильнюс-Паланга. Угонщик один. Ранен один человек.

2 декабря - попытка захвата самолёта "Як-40", рейс Быково-Брянск. Угонщиков двое. Убито два человека, два ранено.

1976 г.
26 января - попытка захвата самолёта "Ил-62", рейс Фрунзе-Москва. Угонщик один. Жертв нет.

4 июля - попытка захвата самолёта "Ан-2", рейс Грозный-Элиста. Угонщик один. Жертв нет.

23 сентбря - захват и угон в Иран самолёта "Ан-24" Азербайджанского Управления гражданской авиации, рейс Забрат-Аджикабул-Пушкино-Пришиб-Ленкорань. Угонщик один, второй пилот Засимов В.И.. Пассажиров на борту не было. 25 сентября самолёт и лётчик возвращены СССР.

1977 г.
25 мая - захват и угон в Швецию самолёта "Ан-24" Рижского авиаотряда, рейс Рига-Даугавпилс. Угонщик один, дважды судимый Сосновский В.В.. Жертв нет. В Швеции Сосновский осуждён к 4 годам л/с.

17 июня - попытка угона самолёта "Як-40", рейс Рига-Таллин. Угонщик один, Петров Г.В., 1954 г.р. - под угрозой взрыва потребовал следовать в Швецию. Самолёт посажен в аэропорту г. Вентспилса. У Петрова изъята ампула с жидкостью, имитирующая взрывное устройство.

10 июля - захват и угон в Хельсинки, Финляндия, самолёта "Ту-134" Ленинградского Управления гражданской авиации, рейс Петрозаводск-Ленинград. Угонщиков двое, Шелудько А.Ф., 1955 г.р. и Загирняк Г.И., 1958 г.р., ранее судимые за бродяжничество и кражи. Билеты на самолёт были приобретены ими по чужим паспортам. В Хельсинки угонщики требовали дозаправки и вылета в Швецию, но были задержаны. Позже выданы СССР.

19 октября - попытка захвата самолёта "Ан-2" в аэропорту Тарту, Эстония. Угонщик один. Жертв нет.

6 ноября - попытка захвата самолёта "Ан-24", рейс Паланга-Вильнюс. Угонщик - Альвикас, 1959 г.р., под угрозой взрыва гранаты "Ф-1" вынуждал экипаж следовать в Швейцарию. Самолёт посажен в Вильнюсе, у Альвикаса изъята деревянная копия гранаты "Ф-1".

1978 г.
21февраля - попытка захвата самолёта "Ту-134", рейс Ленинград-Мурманск. Угонщик один - Дмитриченко, 1961 г.р., под угрозой взрыва требовал лететь в Осло, Норвегия. Самолёт посажен в Петрозаводске. Дмитриченко заперся в туалете и позже был задержан. Взрывоопасных предметов при себе не имел.

9 апреля - попытка захвата самолёта "Як-40", рейс Паланга-Рига-Таллин. Угонщик один - Афонин, 1955 г.р., угрожая пистолетом Марголина требовал лететь в Швецию. После отказа 11 раз выстрелил в двери кабины пилотов и стены самолёта. "Як-40" посажен в Пярну, Афонин задержан.

1 мая - попытка захвата самолёта "Ил-18", рейс Ашхабад-Минеральные Воды. Угонщик один - Скубенко, 1958 г.р., угрожая гранатой и пистолетом, требовал посадки в Тегеране. Вторым пилотом Аманязовым угонщик застрелен, самолёт посажен в Ашхабаде. У Скубенко обнаружены учебная граната и самодельный пистолет под стартовые патроны.

15 октября - попытка захвата самолёта "Ан-24", рейс Симферополь-Одесса. Угонщик один. Жертв нет.

9 ноября - попытка захвата самолёта "Ан-24", рейс Краснодар-Грозный-Баку. Угонщик один - Махаев, 1942 г.р., житель Грозного. Был ранее судим за антисоветскую агитацию и пропаганду, признан душевнобольным. Угонщик забаррикадировался в багажном отделении у пилотской кабины, через приоткрытую дверь успел ранить из пистолета бортмеханика самолёта, требуя следовать в Турцию. После приземления в Махачкале Махаев застрелился, на месте происшествия обнаружен пистолет "Вальтер", 4 гильзы. В обшивке найдено 4 пробоины, одна сквозная.

10 ноября - попытка захвата самолёта "Ан-24", рейс Харьков-Ростов-Сухуми-Батуми. Угонщик один - Вуль, 1942 г.р., житель Одессы, работавший сторожем киностудии. Под угрозой взрыва через 20 минут после вылета из Сухуми потребовал приземлиться в Турции. Самолёт совершил посадку в Батуми, где Вуль был задержан. Вместе с ним находились четырёхлетний сын и десятилетняя дочь.

1979 г.
6 января - попытка захвата самолёта "Ту-134" в аэропорту Пулково, Ленинград. Угонщиков четверо. Жертв нет.

1 апреля - попытка захвата самолёта "Як-40", рейс Одесса-Симферополь-Кутаиси. Угонщиков двое - Витас, 1960 г.р. и Вяншас , 1960 г.р., жители Литвы. Под угрозой взрыва после вылета из Симферополя потребовали следовать в Турцию. Самолёт совершил посадку в Симферополе, у угонщиков изъята имитация взрывного устройства в виде компаса, куклы и реле времени стиральной машины.

14 мая - несовершеннолетние Саманаев и Пазунов, жители г. Новокузнецка, захватили по месту жительства пассажирский автобус и потребовали отвезти их в аэропорт. При сопротивлении был убит один из пассажиров и взяты четверо заложников. Автобус был направлен в аэропорт Новокузнецка. При подъезде к вертолёту "Ми-8" во время перестрелки с сотрудниками милиции Саманаев был застрелен. Нападавшие имели при себе обрезы охотничьих ружей, ручную гранату и самодельное взрывное устройство.

14 сентября - попытка захвата самолёта "Ил-18", рейс Анадырь-Магадан-Хабаровск. Угонщик один - военнослужащий внутренних войск Даньченко, 1958 г.р., солдат летевшего на борту конвоя. Во время полёта, угрожая табельным пистолетом, потребовал следовать в США. При сопротивлении им был застрелен старший конвоя, сам угонщик убит сослуживцем.

1980 г.
20 марта - попытка захвата самолёта "Ту-134", рейс Баку-Ереван. Угонщик один - Мартиросов, 1959 г.р., житель Баку. Угрожая ножом, потребовал следовать в Турцию. Угонщик обезоружен экипажем, самолёт совершил посадку в Ереване. Жертв нет.

14 апреля - попытка захвата самолёта "Л-410", рейс Батуми-Сухуми. Угонщик один - Бежанидзе, 1964 г.р., ученик средней школы. Под угрозой взрыва самолёта требовал следовать в Турцию. "Л-410" приземлился в аэропорту вылета, где Бежанидзе был задержан.

7 мая - попытка захвата самолёта "Ту-134", аэропорт г. Минска. Несовершеннолетний Маланченко, ученик 9 класса, перелез через забор, имея похищенную малокалиберную винтовку "Биатлон" и 17 патронов к ней, поднялся по трапу самолёта, следовавшего по маршруту Минск-Вильнюс-Ленинград. Дверь оказалась закрыта, Маланченко был задержан на месте.

1982 г.
8 июля - попытка захвата самолёта "Ту-154", рейс Мурманск-Ленинград. Угонщик один - Бурдук, 1961 г.р., во время посадки передал стюардессе записку доставить на борт 500 тыс. рублей под угрозой повторить случай с Курченко. Охраной аэропорта Мурманска Бурдук задержан, жертв нет.

19 сентября - попытка захвата самолёта "Як-40", рейс Кингисепп-Таллин, Эстония. Угонщиков четверо. Жертв нет.

7 ноября - захват и угон в Турцию самолёта "Ан-24" Северо-Кавказского Управления гражданской авиации, рейс Новороссийск-Одесса. Угонщиков трое - братья Шмидт, 1955 г.р. и 1962 г.р., и Шуллер, 1959 г.р., немцы по национальности. Нападавшие ранили в лицо бортмеханика выстрелом из пистолета, после чего ударом ножа ранили в руку пассажира. Под угрозой взрыва самолёт приземлился в Синопе, Турция. На следующий день самолёт со всеми пассажирами вернулся в Одессу, угонщики летом следующего года осуждены турецким судом.

1983 г.
25 января - попытка захвата самолёта "Як-40", рейс Ереван-Берд. Угонщик один - Якименко, 1960 г.р., лаборант института ботаники г. Ашхабада. После вылета из Еревана под угрозой взрыва потребовал следовать в Турцию. Самолёт произвёл посадку в Ленинакане, у Якименко изъято самодельное взрывное устройство.

27 мая - угон в Швецию самолёта "Ан-2" Рижского авиаотряда. Угонщик один, командир звена лётного отряда Ванангс. Во время работы на полях в Елгавском районе путём обмана пилота и техника завладел самолётом и совершил посадку на острове Готланд, Швеция. Самолёт вскоре возвращён.

5 июля - попытка захвата самолёта "Ту-134", рейс Москва-Таллин. Угонщиков двое - Иванов М., 1963 г.р., Галунчиков А., 1965 г.р., под угрозой взрыва потребовали следовать в Швецию. Под видом дозаправки в Хельсинки экипаж произвёл посадку в г. Выборг на военном аэродроме. После эвакуации пассажиров Галунчиков был застрелен находившимся на борту офицером фельдсвязи, Иванов ранен. Взрывного устройства не обнаружено. При подлёте к государственной границе самолёт предполагалось сбить перехватчиком ВВС не смотря на наличие на борту пассажиров.

18 ноября - попытка захвата самолёта "Ту-134", рейс Тбилиси-Ленинград. Угонщиков cемеро, под угрозой взрыва и огнестрельного оружия потребовали следовать в Турцию. Самолёт совершил посадку в Тбилиси, утром следующего дня произведён штурм самолёта. Убито семь человек, включая двух угонщиков (один покончил жизнь самоубийством), ранено трое. Оставшиеся в живых задержанные - все дети высокопоставленных семей, приговорены к расстрелу, их сообщница - к 12 годам лишения свободы.

1984 г.
18 июня - попытка захвата самолёта "Ту-154", рейс Домодедово-Сургут. Угонщик один. Жертв нет.

1985 г.
17 ноября - попытка захвата самолёта "Ан-24", рейс Таллин-Рига-Вильнюс. Угонщиков двое - Щербаков А.В., 1947 г.р., пожарный, его жена - Малышева О.В, 1954 г.р., экономист, под угрозой взрыва требовали следовать в Швецию. Самолёт произвёл посадку на военном аэродроме в Хаапсалу, где угонщики были задержаны. Для угрозы экипажу в качестве взрывного устройства использовались часы "Севан" и школьный компас. Щербаков и Малышева осуждены соответственно к 15 и 5 годам л/с.

19 декабря - захват и угон в Китай самолёта "Ан-24" Якутского Управления гражданской авиации, рейс Якутск-Чулман-Тахтамыгда-Чита-Иркутск. На отрезке Тахтамыгда-Чита второй пилот Алимурадов Ш.,1952 г.р., лезгин по национальности, пересёк государственную границу с КНР и приземлился у города Хайлар. Судом Харбина осуждён к 8 годам л/с. Был возвращён в СССР по отбытию половины наказания. Верховным судом Якутской АССР летом 1990 года приговорён дополнительно к 5 годам лишения свободы.

1986 г.
20 сентября - попытка захвата самолёта "Ту-134", рейс Киев-Уфа-Нижневартовск. Угонщиков двое - Мацнев Н.Р., 1966 г.р., Ягмурджи С.В., 1967 г.р., военнослужащие срочной службы. В г. Уфа, похитив в части автомат и пулемёт, убили двух милиционеров. Позже прибыли в аэропорт, где захватили рейсовый "Ту-134" и потребовали вылета в Пакистан. На борту самолёта угонщиками было убито два пассажира, ранена женщина. При штурме Манцев был убит, Ягмурджи ранен. Позже приговорён к расстрелу.

1987 г.
27 мая - угон в Швецию самолёта "Ан-2" Латвийского Управления гражданской авиации (полевой авиаотряд в Салдусском районе). Угонщик один, Свистунов P.C., 1963 г.р. Жертв нет. Самолёт, не долетев до острова Готланд около километра, приземлился на воду. Свистунов осуждён в Швеции к условному лишению свободы.

13 сентября - попытка угона самолета "Ту-134", выполнявшего рейс Минск-Ростов. Угонщик один - Хацкевич Г.Р.,1952 г.р., художник Минского художественного комбината, под угрозой взрыва требовал лететь во Францию. Был обезврежен экипажем, после задержания у Хацкевича изъята имитация взрывного устройства из кусков мыла, прищепки, звонка и телефонного провода. Судебно-психиатрической экспертизой Хацкевич признан невменяемым. Помещен в психоневрологическую больницу Минска на излечение.

1988 г.
8 марта - захват самолёта "Ту-154" Иркутского авиаотряда Восточно-Сибирского Управления гражданской авиации, рейс Иркутск-Курган-Ленинград. Угонщики - семья Овечкиных (11 человек, включая находившихся со взрослыми малолетних детей), после вылета из Кургана потребовали следовать в Лондон. Под видом дозаправки в Котке, Финляндия, самолёт произвёл посадку на военном аэродроме Вещево у Ленинграда. В результате штурма погибло 9 человек, включая пятерых угонщиков, 19 ранено.

30 марта - попытка захвата самолёта "Ту-134", рейс Фрунзе-Москва. Угонщик один. Жертв нет.

1 декабря - нападение на земле с захватом заложников в Орджоникидзе. Четыре человека - Якшиянц П., 1950 г.р. (трижды судимый, отец троих детей), Муравлев В., 1962 г.р., Вишняков Г., 1966 г.р., Анастасов В., 1963 г.р., захватили автобус с 30-ю школьниками и учительницей. Прибыв в аэропорт , потребовали самолёт для вылета за границу. Автобус был направлен в аэропорт Минеральные Воды. Там требования были удовлетворены - кроме самолёта было предоставлено оружие, бронежилеты, выплачено 2 млн. долларов. На транспортном самолёте "Ил-76" угонщики вылетели в Израиль и там сдались местным властям. Через два дня все были возвращены. 17 марта 1989 г. Якшиянц приговорён к 15, Муравлев, Вишняков и Анастасов к 14 годам л/с. После попытки побега и захвата заложников в тюрьме, срок Якшиянцу был продлён.

1989 г.
20 января - попытка захвата самолёта "Ту-134", рейс Архангельск-Борисполь-Одесса. Угонщик один - Коцюбан Н.Г., 1952 г.р., бывший офицер ВВС, под угрозой взрыва потребовал после вылета из Борисполя следовать в Бухарест, Румыния. Самолёт произвёл посадку в Одессе, где Коцюбан был задержан. Взрывчатых веществ не обнаружено.

21января - попытка захвата самолёта "Ан-24", рейс Ивано-Франковск-Киев. Угонщик один - Земсков С.М, 1966 г.р., житель г. Копейска, под угрозой взрыва самолёта во время руления самолёта в аэропорту Ивано-Франковска потребовал вылета за границу. Задержан охраной аэропорта, взрывчатых веществ не обнаружено.

30 марта - попытка захвата самолёта "Ту-134", рейс Воронеж-Астрахань-Баку. Угонщик один - Скок С.Л., 1956 г.р., после вылета из Астрахани потребовал под угрозой взрыва следовать в Непал. Самолёт произвёл посадку в Баку, где Скок был задержан.

21 декабря - попытка захвата самолёта "Як-42", рейс Днепропетровск-Москва. Угонщик один - Лисной П.К., 1930 г.р., житель Украины. Через стюардессу передал экипажу новогоднюю открытку с текстом: "Прошу дать возможность улететь мне за границу, управлять самолетом буду лично я. Если просьба будет не выполнена, самолет взорвется лично со мной... Не вздумайте глупить. Взрывное устройство сработает мгновенно". Самолет совершил посадку в аэропорту Быково, где Лисной был задержан. При проверке никаких взрывчатых веществ не обнаружено.

Ту-104

Ту-134

Л-410

Як-42

Ил-18

Ил-62

Ми-8

Як-40

Ту-154

Ил-76
 
  Использованы отдельные материалы RPFRSA,
  фото: avionics.iu4.bmstu.ru