главная
   юридические  аспекты
 Угоны самолётов в СССР, хронология
   угоны в ВВС СССР
   статьи на тему
   FAQ
   ссылки
   форум
   автор
   E-Mail


   


Юридические аспекты

Угон (захват) воздушного судна (далее у.в.с.) (в английском - "hijacking") - преступление, уголовно наказуемое законодательствами практически всех государств (в некоторых странах проходит в виде наказуемого вмешательства в деятельность транспорта или ином виде). В большинстве случаев происходит в виде незаконного, с помощью силы или угроз её применения, направлении воздушного судна в иную географическую точку, чем указанная в плане полёта. В некоторых случаях преступление близко по составу к угону автотранспортных средств (хищение и последующее, после приземления, оставление в.с. на произвол судьбы).

В Советском Союзе самостоятельным видом преступления у.в.с. ( в т.ч. захват воздушного судна для угона) стал согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1973 г. ("Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, №1, ст.3) (до этого наказание наступало за злостное хулиганство, хищение имущества в особо крупных размерах, измену Родине и другие совершённые в процессе захвата самолёта преступления). Были внесены дополнения во все республиканские законодательства ("Угон воздушного судна", в УК РСФСР ст.213-2 УК БССР - 208-2 и т.д.).
Часть первая статьи, у.в.с., находящегося на земле или в полёте, предусматривала наказание в виде л/с на срок от 3 до 10 лет.
Часть вторая, у.в.с., находящегося на земле или в полёте, или захват такого судна с целью угона, совершённые с применением насилия или угроз либо повлёкшие аварию воздушного судна или иные тяжкие последствия - наказание в виде л/с на срок от 5 до 15 лет с конфискацией имущества либо без конфискации.
Часть третья. Действия, предусмотренные частями первой и второй, если они повлекли гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений, предусматривали л/с на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества.

(Законы различных стран крайне различается в вопросе меры ответственности за у.в.с. В случае отсутствия пострадавших в Швеции, к примеру, наказание составляет 4 года л/с, в Пакистане в любом случае может быть применена смертная казнь).

Согласно законодательству, под воздушным судном принимается любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счёт аэростатической или аэродинамической реакции воздуха - самолёты, вертолёты, геликоптеры, автожиры, дирижабли, планеры, орнитоптеры и т.д. Ведомственная подчинённость в.с. роли не играет.
Воздушное судно считается находящимся в полёте с момента начала действия на него движущейся силы с целью взлёта до окончания посадки (по другим данным - от закрытия до открытия дверей).
"Захват" - установление контроля над в.с. со стороны преступника, после чего фактически и возможно совершение угона. Ответственность по статье УК наступает не только в случаях угона в.с. в иную географическую точку, но и когда место взлёта и посадки судна совпадают.
"Угроза" - различное по характеру и форме психическое воздействие на экипаж или пассажиров с целью установления и поддержания контроля над в.с. Путём такого насильственного контроля преступник, не беря на себя управление, может понудить экипаж совершить полёт в нужном ему направлении.
"Авария" - разрушение или повреждение в.с. при авиационном происшествии, не повлекшее гибели людей из состава пассажиров и экипажа, в результате чего восстановление в.с. невозможно или нецелесообразно.
"Иные тяжкие последствия" - причинение крупного материального ущерба, а также менее тяжких телесных повреждений кому-либо не в результате насилия или аварии, а, например, вследствие вынужденной посадки угнанного в.с.
"Гибель людей и причинение тяжких телесных повреждений" - причинение указанных последствий хотя бы одному лицу при совершении у.в.с.
У.в.с., сопряжённый с умышленным убийством с целью совершить данное преступление, квалифицируется согласно части 3 и статье УК "Умышленное убийство при отягчающих остоятельсвах", если смерть пострадавших не наступила в силу иных обстоятельств, связанных с угоном ( нарушение правил производства полётов, повреждение судна и т.п.).
У.в.с., совершённый гражданином СССР, с целью бегства за границу по антисоветским побуждениям квалифицировался по ст. УК "Измена Родине" (санкции: л/с от 10 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2 до 5 лет или без ссылки или расстрел с конфискацией имущества).
Также (при вылете в.с. за пределы СССР) применялась статья "Незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР" (выезд без установленного паспорта или разрешения ОВИР - санкции от 1 до 3 лёт л/с, повторно - от 2 до 5 лет).
При применении оружия и взрывных устройств ответственность наступала и за их хранение (изготовление) и за перевозку запрещённых на воздушном транспорте веществ (касалось и зажигательных устройств).
Угонщикам также обычно вменялись материальные затраты на изменение курса и амортизационные расходы.

Под у.в.с. в большинстве случаев не принималось незаконное использование в.с. экипажем в личных целях (незапланированные полёты, несанкционированные перевозки лиц и грузов в целях личной выгоды и т.п.). Также под данную статью УК не подпадали захваты в.с. лицами, не имеющими права на управление конкретным воздушным судном.

"Аэрофлот" был практически единственной авиакомпанией в Европе, где экипажу выдавалось личное оружие (пистолеты "ПМ", обычно 3 шт. на экипаж). Экипаж был тренирован на его использование и имел право на применение в случаях насилия, связанного с неподчинением.

Действующие - засекреченные правила охраны госграницы СССР в воздушном пространстве, касающиеся конкретно угнанных самолётов, гласили: "При угрозе нарушения Государственной границы воздушными судами, принадлежащими СССР и подвергшимися угону, наземными пунктами управления и истребителями подаются сигналы, требующие от этих судов совершения посадки на указываемые аэродромы.
В случае неподчинения экипажа угнанного воздушного судна сигналам оружие и боевая техника дежурных сил по противовоздушной обороне применяются в соответствии с настоящим Порядком при наличии сведений об отсутствии на борту воздушного судна заложников."

По свидетельству проходивших обвиняемыми в у.в.с., знакомившихся с материалами своих дел, вплоть до конца восьмидесятых годов при получении сообщения об угоне, ВВС СССР готовили к вылету перехватчик без опознавательных знаков в ожидании приказа на уничтожение авиалайнера. План "Набат", вступавший в действие в случае у.в.с., предусматривал взаимодействие Министерства гражданской авиации, МВД, КГБ СССР, ПВО и МИДа.

Международные конвенции по борьбе с актами незаконного вмешательства касаются трёх видов преступлений и правонарушений, связанных с в.с. Токийская конвенция 1963 года о преступлениях и некоторых других действиях на борту в.с. касается таких общеуголовных преступлений, совершаемых на борту судна во время его полёта, как кража, провоз наркотиков, убийство и т.п., а также действий, угрожающих безопасности полёта, лиц и имущества на борту, независимо от того, являются ли эти действия преступными.
Гаагская конвенция 1970 года касается незаконного захвата в.с., под которыми принимается незаконный , путём насилия или угрозы применения насилия, или путём запугивания, захват в.с. или осуществление контроля над ним, либо попытка совершить любое такое действие.
Монреальская конвенция 1971 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, распространяется в основном на диверсионные акты на воздушном транспорте: разрушение в.с., причинение ему таких повреждений, которые могут угрожать его безопасности в полёте, помещение на в.с. взрывных устройств или веществ, разрушение или повреждение аэронавигационного оборудования и др. Монреальская конвенция предусматривает также ответственность за акты насилия в отношении лица, находящегося на борту в.с. в полёте, если эти акты угрожают безопасности в.с. В 1988 году в дополнение к Конвенции 1971 года был подписан протокол, касающийся борьбы с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные рейсы гражданской авиации.
Согласно конвенциям, государство, подписавшее договор, обязано выдать либо само наказать преступника.
Советский Союз был активным участником Гаагской и Монреальской конвенций.
Также СССР заключил двухсторонние договора о сотрудничестве и предотвращении у.в.с. (о выдаче угонщиков) со всеми странами соцлагеря, Афганистаном, Ираном и Финляндией.

Лица, угнавшие самолёты из СССР, по политическим мотивам не выдавалисьТурцией и Японией, до 1990 года - Швецией, выдавались Израилем (по причине захвата в заложники школьников и получения выкупа), Финляндией ( не смотря на договор о выдаче там запускали и процедуру рассмотрения дела об убежище - конвенция о праве на убежище имеет высшую юридическую силу над договором с СССР. Угонщики выдавались, не имея обоснованных причин на убежище), Ираном, Китаем и Пакистаном (после отбытия наказания у себя).

Угнавшим самолёты в Турцию и Японию было предоставлено политическое убежище в США.